15:31 

Про Цусиму

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
Давеча была очередная годовщина последнего крупного сражения, а заодно и крупнейшего поражения российского флота. В связи с чем опять одни клеймили дурака царя и его тупых генерало-адмиралов, а другие напротив искали причины по которым идиотские решения можно оправдать. Так вот, оправдать ничью глупость невозможно. Можно лишь признать, что в тех условиях решения не выглядели идиотическими, а избежать войны и ее исхода никак не вышло бы.

1. Русско-японская война стала итогом политики проводимой не только Российской Империей, но также Британией и Японией. Вне зависимости от решений Николая II РИ и БИ имели конфликт интересов. Вне зависимости от политики РИ Япония была сателлитом Британской Империи. Т.е. конфликт на Дальнем Востоке был неизбежен, вопрос был только в том, когда и на каких условиях он произойдет. Кстати, году так к 1902 это знание пришло даже в самые тупые головы. Вопрос был только в том какой будет расклад. Наиболее вероятным казалось противостояние России и Франции с одной стороны Британии и Японии с другой. Это, кстати, объясняет Гулльский инцидент - японские миноносцы выходящие из английских баз не были абсурдном, вступления Британии в войну ждали.

2. Идея послать Вторую Тихоокеанскую эскадру не была абсурдной. Техническую сложность перевода по сути целого флота на другую сторону Земного шара в то время никто не осознавал. Были успешные походы таких эскадр во времена парусного флота и на заре парового, были успешные и регулярные переходы меньших соединений непосредственно перед войной. Как оно будет на самом деле при увеличении числа кораблей на порядок - никто в мире не ведал. Да, можно было просчитать лучше, но для этого потребовались бы весьма талантливые люди в штабе на самых высоких должностях. Их не завезли, увы.

3. Приказ идти за следующим мателотом видится ошибочным только после итогов сражения в Цусимском проливе. До того был Бой в Жёлтом море, в рамках которого такой приказ позволил бы Артурской эскадре прорваться во Владивосток. Кроме того, Рожественский никак не мог предвидеть, что его броненосцы будут массово тонуть под воздействием артиллерийского огня. До того за всю войну в бою с надводными кораблями противника был потоплен всего один корабль первого ранга. Да и то, это был старичок "Рюрик", который топили а) превосходящими силами; б) потратили на это четыре часа. Предположить, что первый броненосец будет потерян уже через полчаса после начала сражения никто не мог.

И есть еще куча мелких факторов, которые нам известны, но проявились либо непосредственно во время похода, либо вовсе в результате анализа после войны. Или вот вопрос не имеющий в принципе простого решения. Уже к Мадагаскару стало ясно, что матчасть 2 ТОЭ имеет высокий уровень износа, а спешный ввод в строй кораблей привел к множеству поломок, которые обусловлены новизной и недостаточной обученностью экипажей. Исправить это можно ремонтом и дополнительными учениями. Но ремонтироваться негде, а учения приведут к еще большему износу матчасти. Рожественский выбрал тактику минимализации износа в расчете, что как-нибудь выдержать бой, а во Владивостоке уже все равно будет.

Также нельзя забывать, что не только русский флот, а все флоты мира в тот момент переживали процесс бурного технического роста, за которым мышление командного состава просто не успевало. Энтузиастов, которые активно следили за всеми новинками и рвались их внедрять, были единицы. И не всегда эта любовь к экспериментам вела к чему-то полезному. Из трех крупнейших флотов в мире, один экспериментами сам себя превратил в условно боеспособную коллекцию прототипов. А крупнейший в мире вышел из спячки лишь после того, как его энтузиасты известили лордов о том, что их идеи - это не разорение казны, а работающая система, опробованная на кошках на японцах. Но в 1904-1905 годах на мостиках британских броненосцев хватало обладателей эполет, считавших, что подходящая дистанция для боя начинается с момента, когда можно целиться в любой отельный элемент корабля. Не меньше было и капитанов, которые превращали свои корабли в угрозу для мателотов, как только требовался маневр сложнее, чем идти по прямой. Причем если с важностью внедрения прогрессивных методов ведения артиллерийского огня англичане разобрались, то с маневрированием - не очень. В Ютландском бою добрая половина командиров отрядов демонстрировала неспособность ни подать, ни принять сигнал, маневрировала как придется, а то и вовсе не представляла, какую скорость хотя бы технически способны выдавать корабли. Вы все еще уверены, что Авелан и Рожественский - это какие-то специфические российские идиоты?

@темы: ВМФ, Россия, история, мифы

URL
Комментарии
2017-05-29 в 16:55 

О.Г.
..Счастье - это когда ебешь ту, которая действительно нравится... №0
скорее МГШ те самые идиоты, надо было в районе камраня все-таки разворачивать эскадру или назад или во владик в обход..

2017-05-29 в 17:27 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
О.Г., в районе камраня все-таки разворачивать эскадру
А на каком основании? Нам страшно?

или во владик в обход..
Без лоцманов, карт и достаточного количества угля?

URL
2017-05-29 в 17:46 

О.Г.
..Счастье - это когда ебешь ту, которая действительно нравится... №0
Flanker-N, 1. некуда идти
2. угля разве не хватало до владика? с адским перегрузом то?

но недостаток штабного планирования налицо.

2017-05-29 в 18:01 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
О.Г., 1. некуда идти
К этой проблеме апеллировали. Шпиль ответили - идите, и прислал подмогу, 3-ю эскадру.

2. угля разве не хватало до владика? с адским перегрузом то?
В обход Японии? Впритык, с неиллюзорной опасностью, что любой проёб машинной команды оставляет корабль вообще без угля.
Кроме того, перегруз был нужен, чтобы во Владике не дровами топить.

но недостаток штабного планирования налицо.
А его не мог быть достаток. Посмотри какой опыт плавания был у тех, кто принимал решения. Рожественский тоже не особо понимал во что ввязался, пока Африку огибать не начал, там наступило резкое прозрение, что эскадра не может полежать в дрейфе или поставить паруса при попутном ветре. Или что регулярная бункеровка 30+ кораблей в открытом море - это ад и израиль, несопоставимый с бункеровкой 3-4 кораблей.

URL
2017-05-29 в 18:05 

О.Г.
..Счастье - это когда ебешь ту, которая действительно нравится... №0
ну вот шпиль.

про непонимание масштаба бедствия командиром и штабом эскадры полностью согласен.

2017-05-29 в 20:46 

Flanker-N
Ах, Локен, тебе много предстоит узнать о том, насколько на самом деле умна Стая. (с)Брор Тюрфингр
ну вот шпиль.
Чтобы заранее предвидеть все трудности нужно, чтобы под шпицем нарисовались гении. А их там отродясь не водилось. В любой отдельный момент истории там с большим или меньшим успехом могли внедрять чужой опыт, но своего полезного и эффективного не придумывали.

про непонимание масштаба бедствия командиром и штабом эскадры полностью согласен.
А неоткуда было взять других. Причем это была беда не конкретно русского, а любого старого флота, имевшего традиции и опыт с парусной эпохи. Чуть позже американцы устроят шоу под названием "Большой Белый флот Тэдди", который продемонстрирует ровно те же проблемы - корабли вроде как идут и не тонут, но техническое состояние в плане боеготовности околонулевое.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Про всякое

главная